Отраслевая нормативная база проблемы:
Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III (далее - Закон).
Положение об электронных деньгах в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 04.11.2010 г. № 481 (далее - Положение)
Для того, чтобы принимать платежи как средство оплаты за товар, Положение предписывает субъекту хозяйствования приобрести статус Торговца, то есть заключить соответствующий договор либо с Эмитентом либо с Агентом по расчетам, определение которых дается в п. 1.3. Положения.
Существенной особенностью применения в хозяйствовании электронных денег является удаленное взаимодействие между Покупателем (Пользователь электронных денег в соотв. с определением из п. 1.3. Положения) и Продавцом (Торговцем). В данном случае, договорные отношения имеют характер оферты и Покупатель, выбирая товар и оплачивая его с помощью электронных денег, соглашается на условия приобретения товара, размещаемые Продавцом на той или иной виртуальной площадке.
Следует отметить, что при возникновении споров судебные органы, скорее всего, довольно неоднозначно отнесутся к договорным обязательствам, заключенным вышеуказанным способом, что может повлечь за собой негативные последствия как для Покупателя, так и для Продавца.
Одним из факторов риска является и то, что в соответствии с письмом НБУ от 07.06.2013 г. № 25-112/6750 установлено, что электронные деньги не могут быть приравнены к статусу гривны, поскольку они выпускаются банками и имеют ограничения в распространении и осуществлении операций по ним среди ограниченного круга лиц. Таким образом, согласно украинскому законодательству, электронные деньги имеют двойственную природу: с одной стороны, они являются средством платежа, который существует только в электронном виде, а именно как запись в специализированных электронных системах (но не могут быть приравнены к статусу гривны), а с другой - обязательством эмитента, которое должно подкрепляться гривней.
Также следует отметить и тот, факт, что пунктом 2.4. Положения установлены следующие ограничения:
Емітент зобов'язаний визначати суму електронних грошей
на електронному пристрої, що перебуває в розпорядженні
користувача, з урахуванням таких вимог:
-
сума електронних грошей на електронному пристрої, який не може поповнюватися, не повинна перевищувати 2000 гривень;
-
сума електронних грошей на електронному пристрої, який може поповнюватися, не повинна перевищувати 8000 гривень
Таким образом, при покупке товаров ценовых категорий, превышающих указанные значения, желание продавца и покупателя произвести взаиморасчет с помощью электронных платежных средств может быть нивелировано упомянутой нормой Положения.
Стоит учесть и тот факт, что Эмитенты и Агенты по расчетам электронными деньгами берут ощутимую комиссию за свои услуги при осуществлении электронных взаиморасчетов.
Следует также обратить внимание на то, что Минфин приказом от 27.06.2013 г. № 627 внес изменения в План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом от 30.11.1999 г. № 291. В итоге, счет 33 «Прочие средства» дополнен субсчетом 335 «Электронные деньги, номинированные в национальной валюте». Именно он предназначен для отражения операций с электронными деньгами, которые осуществляются коммерческими агентами и пользователями.
В связи с этим, необходимо иметь в виду, что рынок испытывает острый дефицит специалистов, осуществляющих как корректный бухгалтерский учет так и правовое обеспечение для юридических лиц, работающих с электронными деньгами, тем более, если речь идет о крупных корпорациях.
Увы, зачастую, решение субъекта хозяйствования об использовании в своей деятельности электронных денег как средства платежа, обуславливается не правовым, а сугубо экономическим подходом к проблеме.
Вместе с тем, необходимо помнить о том, что использование электронных денег с нарушением требований закона влечет весьма существенные негативные последствия как для субъекта хозяйствования, так и для его руководителей.