Предприниматели и электронные деньги. Работаем не нарушая закон

Отраслевая нормативная база проблемы:

Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III (далее - Закон).

Положение об электронных деньгах в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 04.11.2010 г. № 481 (далее - Положение)

Для того, чтобы принимать платежи как средство оплаты за товар, Положение предписывает субъекту хозяйствования приобрести статус Торговца, то есть заключить соответствующий договор либо с Эмитентом либо с Агентом по расчетам, определение которых дается в п. 1.3. Положения.

Существенной особенностью применения в хозяйствовании электронных денег является удаленное взаимодействие между Покупателем (Пользователь электронных денег в соотв. с определением из п. 1.3. Положения) и Продавцом (Торговцем). В данном случае, договорные отношения имеют характер оферты и Покупатель, выбирая товар и оплачивая его с помощью электронных денег, соглашается на условия приобретения товара, размещаемые Продавцом на той или иной виртуальной площадке.

Следует отметить, что при возникновении споров судебные органы, скорее всего, довольно неоднозначно отнесутся к договорным обязательствам, заключенным вышеуказанным способом, что может повлечь за собой негативные последствия как для Покупателя, так и для Продавца.

Одним из факторов риска является и то, что в соответствии с письмом НБУ от 07.06.2013 г. № 25-112/6750 установлено, что электронные деньги не могут быть приравнены к статусу гривны, поскольку они выпускаются банками и имеют ограничения в распространении и осуществлении операций по ним среди ограниченного круга лиц. Таким образом, согласно украинскому законодательству, электронные деньги имеют двойственную природу: с одной стороны, они являются средством платежа, который существует только в электронном виде, а именно как запись в специализированных электронных системах (но не могут быть приравнены к статусу гривны), а с другой - обязательством эмитента, которое должно подкрепляться гривней.

Также следует отметить и тот, факт, что пунктом 2.4. Положения установлены следующие ограничения:

Емітент  зобов'язаний  визначати суму електронних грошей

на   електронному   пристрої,   що   перебуває   в   розпорядженні

користувача, з урахуванням таких вимог:

  • сума електронних грошей на  електронному  пристрої,  який  не може поповнюватися, не повинна перевищувати 2000 гривень;
  • сума електронних грошей на електронному пристрої,  який  може поповнюватися, не повинна перевищувати 8000 гривень

Таким образом, при покупке товаров ценовых категорий, превышающих указанные значения, желание продавца и покупателя произвести взаиморасчет с помощью электронных платежных средств может быть нивелировано упомянутой нормой Положения.

Стоит учесть и тот факт, что Эмитенты и Агенты по расчетам электронными деньгами берут ощутимую комиссию за свои услуги при осуществлении электронных взаиморасчетов.

Следует также обратить внимание на то, что Минфин приказом от 27.06.2013 г.     № 627 внес изменения в План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом от 30.11.1999 г. № 291. В итоге, счет 33 «Прочие средства» дополнен субсчетом 335 «Электронные деньги, номинированные в национальной валюте». Именно он предназначен для отражения операций с электронными деньгами, которые осуществляются коммерческими агентами и пользователями.

В связи с этим, необходимо иметь в виду, что рынок испытывает острый дефицит специалистов, осуществляющих как корректный бухгалтерский учет так и правовое обеспечение для юридических лиц, работающих с электронными деньгами, тем более, если речь идет о крупных корпорациях.

Увы, зачастую, решение субъекта хозяйствования об использовании в своей деятельности электронных денег как средства платежа, обуславливается не правовым, а сугубо экономическим подходом к проблеме.

Вместе с тем, необходимо помнить о том, что использование электронных денег с нарушением требований закона влечет весьма существенные негативные последствия как для субъекта хозяйствования, так и для его руководителей.

 

Поделиться в соц сетях
Комментарии
К этой странице нет коментариев
Добавить комментарий
Имя, фамилия и город проживания:*
E-mail:*
Вопрос: *
* Поля обязательные для заполнения
Новости компании
19.08.2016 Пополнение в команде АО «Бастион».
Публикации в СМИ
24.09.2018 Кредитные истории. "Поручитель: как не заляпаться, когда вляпался"
Обзор законов и практики
24.09.2018 Закон о возобновлении кредитования (часть 2)
Подпишись на рассылку